Среда, 24.04.2024, 01:48

Сайт методиста Л.А. Сапегиной

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Из опыта работы
    Из опыта работы.
    Я с удовольствием придумываю, а потом воплощаю в жизнь, т.е. отдаю учителям все свои презентации к урокам , делюсь маленькими хитростями особенно с молодыми учителями, как заинтересовать детей,  привлечь внимание ребят к уроку или к моменту урока, чтобы сохранить их желание работать. К своей работе я привлекаю и дочь, Маргариту Крылову, которая начинает  работу  в школе, учитель русского языка и литературы. Предлагаю Вашему вниманию некоторые из наших работ.


    1.  Использование цветных кубиков на уроках и внеурочной деятельности.
    2.  Использование смайликов на уроках и внеурочной деятельности.
    3".Угадай- ка!" Игра со словарными словами.
    4. " Ямб". Стихосложение. ( Игровые ситуации)
    5. Совершенный и несовершенный вид глагола.
    6. Интерпретация стихотворения Игоря Северянина " Квадрат квадратов"

     
    Автор стихотворения Игорь Васильевич Лотарев ( Северянин- псевдоним)- один из самых ярких, неординарных поэтов Серебряного века. Он являлся основателем и душой  футуризма, литературного течения, возникшего в начале 20 века. В поэтическом словаре Северянина  в 1911 году появилось словосочетание « эго-футуризм», обозначавшее весьма наивную, в  понимании поэта, философию индивидуализма и эгоцентризма. Не случайно  в одном из своих стихотворений (« Соловей»,1923 г.)  Игорь Северянин писал:

                                                        Моя двусмысленная слава

                                                                    Двусмысленна не потому,

                                                                    Что я превознесен неправо,

                                                                    Не по таланту своему,-

                                                                     А потому, что явный вызов

                                                                    Условностям - в моих стихах

                                                                    И ряд изысканных сюрпризов

                                                        В капризничающих словах...

    Эго-футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира  с его классическими традициями в литературе и искусстве. Искусство для них (в частности, поэзия) было способом самовыражения.

    Что стоит только одна фраза Северянина: Я - гений, Игорь Северянин…

    А стихотворение с таким оригинальным названием , как « Квадрат квадратов», можно считать типичным примером этого литературного течения.

    « Квадрат квадратов».  В памяти возникает ассоциация со знаменитым   «Черным квадратом» Казимира Малевича. Есть ли между ними связь? В чем она выражается?

     Квадрат. Равносторонний прямоугольник, показатель степени, равный двум. Устойчивая, замкнутая геометрическая фигура.

    «SATOR  AREPO  TENET  OPERA  ROTAS» - магический квадрат римлян - читать который можно было с любой стороны  и всегда с одинаковым результатом. Это позволяет предположить, что целью автора было не только описание  чувств лирического героя, но и «игра слов», попытка составить нечто, подобное римскому квадрату.

    Стихотворение представляет собой четыре строфы с повторяющимися 27 словами в каждом четверостишье. Что такое число 27? Это 3 в кубе. То есть из этих слов можно составить куб со стороной в три слова.

    Смысл стихотворения заключается в изображении печальной судьбы человека, вероятно, поэта ( продолжение традиций  А.С.Пушкина  и  М.Ю.Лермонтова и др. в раскрытии  темы поэта и поэзии, роли поэта в жизни общества), «заплутавшего меж  поэм и тревог»  и не видящего выхода в сложившейся ситуации. 

                                         Никогда ни о чем не хочу говорить…

                                         О, поверь!- я устал, я совсем изнемог…

                                         Был года палачом,- палачу не парить…

                                         Точно зверь заплутал меж поэм и тревог

    Первая строка возвращает нас  к « Черному квадрату» Малевича. « Никогда ни о чем не хочу говорить…», то есть вечно молчать, быть немым , но «молчанием» «говорить» по-другому, другим языком - языком чувств и ощущений.

     В своем молчании  лирический герой   отгораживается от мира, света, желая остаться наедине с собой - то есть делает то, к чему побуждает  Малевич в своей картине, ибо, как известно, она ( картина), во- первых, имеет еще и другое название- « Победа над солнцем» (  словно отражает стремление героя закрыть для себя солнце), а, во- вторых, « Черный квадрат» нем, глух, но вместе с этим способен рассказать  многое, отражая душу зрителя и преломляя ее через призму себя, так же, как воздействует на читателя  и стихотворение « Квадрат квадратов» И. Северянина.

    К кому обращается лирический герой? К читателю, к любимой, к самому себе, к Богу? Как искренне звучит этот призыв, не изменяющийся, но  усиливающийся интонационно по мере произнесения в последующих строфах: «О, поверь!» 

    Надежда, боль, отчаяние, осуждение, отрезвление звучат в следующей строке:

                                      Был года палачом,- палачу не парить…

    Палач-мучитель, угнетатель. Палач-исполнитель  пыток, смертных приговоров. Подвластный человек. Вряд ли  в прямом смысле можно воспринимать эту фразу в стихотворении Северянина. Палачом лирический герой быть не может, однако  он вполне может быть палачом искусства, что напрямую связано с самим течением эго-футуризма, т.к. эго-футуризм не только противопоставлял себя предыдущим течениям ( символизму и акмеизму), но и полностью отрицал их, т.е. был их « палачом», стремясь уничтожить все, что не находило отражения в «эго» его приверженцев. Отрицая все, что до него было в искусстве, заполнял   мировое пространство лишь собой, своим «я». Но человек, замыкающий весь мир на себе, годами исполняющий некий приговор - заказ общества, не только убивал веру в будущее в  людях, но и  себя лишал этой уверенности, -  такой человек гармоничным  быть не может. Вот почему звучит фраза: « …палачу не парить». В картине Малевича тоже нет гармонии, и то напряжение, которое ощущает зритель, смотря на картину ( а, вернее,  смотря в  черный квадрат), соответствует ощущению от чтения  данной строки стихотворения « Квадрат квадратов». Уместно здесь вспомнить Мастера из романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита», человека, осознавшего невозможность подняться к высотам, высоким целям искусства,  видящего счастье только в покое:

    « Награди меня покоем, ибо света я не достоин», - просит Мастер Воланда.

    « Легкость и парение есть свобода»,- пишет Э. Фромм в своей книге

    « Бегство от Свободы». Человек, замкнувшийся в себе, в своем «эго», скорее бежит от свободы, чем обретает ее. И этим он напоминает загнанного зверя, образом которого заканчивается первая строфа стихотворения:

                                                             Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…  

    Слово «зверь» вызывает множество ассоциаций: жестокий, кровожадный хозяин ле  загнанный зверь, травимый охотниками;

    испуганный зверь, мечущийся в поисках спасения, но не находящий ничего, кроме смерти.

    Зверь живет лишь инстинктами, а лирический герой  - разумом и чувствами, что  и обуславливает невозможность человека выйти за рамки  жизни, за рамки квадрата, уподобиться зверю, повинующемуся не разуму, а инстинкту, не желанию, а судьбе.

    И еще одна ассоциация рождается при чтении этой строчки: у Врубеля в картине «Демон»,  демон - чудовище только внешне кажется ужасным, отталкивающим, а под этой маской скрывается существо страдающее, испуганное и одинокое, как лирический герой а « Квадрате…»  Игоря Северянина.

    Следующие три строфы являются « кривыми зеркалами» по отношению к предыдущей. Поэт играет со словами, меняя их местами, что позволяет ему заставить читателя вновь и вновь испытывать те ощущения, которые он ( читатель) переживал при чтении первой строфы. Но эти ощущения не одинаковы, т.к. , меняя слова и части предложения местами (используя инверсию), автор делает акцент на разных сторонах  «эго» и изменяет, накаляет атмосферу стихотворения от его начала  до заключительных строк, благодаря чему стихотворение не  становится скучным и однообразным, как если бы поэт просто повторил все четыре строфы без изменения.

    Можно представить,  что четыре строфы Северянина – это четыре стороны квадрата: они на первый взгляд одинаковы, но на самом деле все  разные, а вместе составляют единое целое- квадрат, замкнутое пространство, из которого не в состоянии  вырваться лирический герой , он находится в тупике, в клетке, в тюрьме, т.к. все, что он делал и делает, не имеет смысла, и ничего нельзя уже изменить. Он становится истинным королем квадратов – « Квадратом квадратов».  За рамку «Черного квадрата»  К. Малевича также невозможно выйти: картина  затягивает зрителя вовнутрь,  как  в стихотворении Северянина герой попадает в лабиринт и не может вырваться оттуда,  и доходит  до душевного изнеможения, моральной и физической усталости.

    Если бы подобное стихотворение писал В.В. Маяковский, ритм его стиха скорее всего выглядел бы, как кардиограмма человека с больным сердцем, а Игорь Северянин превратил свое стихотворение в вальс ноющей боли от нерешенных проблем лирического героя и от невозможности что-либо изменить в собственной жизни, от потерянности в  омуте запутанных тропинок  (« меж поэм и тревог») и от невиденья смысла жизни ( « я устал, я совсем изнемог».

     Анапест - трехсложный размер, по ритму напоминающий вальс, абсолютно без единого пиррихия ,  с перекрестной мужской рифмой, представляет в данном случае стихотворение « Квадрат квадратов», построенного  по строгим канонам стихосложения.  В. Набоков об анапесте сказал: « А хочешь петь - в эоловом размахе анапеста - звон лютен и ветрил…» В эоловом размахе  анапеста пишет Северянин  об одиночестве и непонимании. Горечью, разлитой по всему стихотворению, « Квадрат квадратов» напоминает « Классические розы», написанные поэтом гораздо позже, в 1925 году. Тема разочарования  жизнью прошла через все творчество поэта ( 15 лет разделяют эти стихотворения). Эта тема не оставила его в конце жизни, а , напротив, приобрела завершенность:

          В те времена, когда роились грезы

          В сердцах людей, прозрачны и ясны,

          Как хороши, как свежи были розы

          Моей любви , и славы, и весны!

                                                        

                     Но дни идут - уже стихают грозы.

                     Вернуться в дом Россия ищет троп…

                     Как хороши, как свежи будут розы,

                     Моей страной мне брошенные в гроб!

     И в заключение  необходимо сказать о языковых   особенностях стихотворения  И. Северянина.

                    «Каждое стихотворение,- отмечал А. Блок,- это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них и существует стихотворение». Так  какие же  это слова, на которых растянуто покрывало стихотворения?   Вот они: никогда, ни, о, чем, не, хочу, говорить, о, поверь, я, устал, я, совсем, изнемог, был, года, палачом, палачу, не, парить, точно, зверь, заплутал, меж, поэм, и, тревог. Их 27, и повторяются они в четырех строфах стихотворения, доказывая  правомерность  названия

    «Квадрат квадратов», т. к.  квадрат является основой  композиции стихотворения.

    Если взять только первые строчки каждой из четырех строф, можно сделать интересное наблюдение:

     

                     1                 2            3             4

                            Никогда ни о чем не хочу говорить…     

          2                 1            4              3   

    Ни о чем никогда говорить не хочу…

          3                 4            1              2

                           Не хочу говорить никогда ни о чем…

                                  4                 3            2              1

    Говорить не хочу ни о чем никогда!

     

    (Соединив линией все повторяющиеся слова в данном четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба)

    Это прослеживается и в других строчках стихотворения. В результате получается  сочетание четырех кубов ( наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz