Из опыта работы. Я с удовольствием придумываю, а потом воплощаю в жизнь, т.е. отдаю учителям все свои презентации к урокам , делюсь маленькими хитростями особенно с молодыми учителями, как заинтересовать детей, привлечь внимание ребят к уроку или к моменту урока, чтобы сохранить их желание работать. К своей работе я привлекаю и дочь, Маргариту Крылову, которая начинает работу в школе, учитель русского языка и литературы. Предлагаю Вашему вниманию некоторые из наших работ.
1. Использование цветных кубиков на уроках и внеурочной деятельности. 2. Использование смайликов на уроках и внеурочной деятельности. 3".Угадай- ка!" Игра со словарными словами. 4. " Ямб". Стихосложение. ( Игровые ситуации) 5. Совершенный и несовершенный вид глагола. 6. Интерпретация стихотворения Игоря Северянина " Квадрат квадратов"
Автор стихотворения Игорь Васильевич Лотарев (
Северянин- псевдоним)- один из самых ярких, неординарных поэтов Серебряного
века. Он являлся основателем и душой футуризма, литературного течения, возникшего в
начале 20 века. В поэтическом словаре Северянина в 1911 году появилось словосочетание «
эго-футуризм», обозначавшее весьма наивную, в понимании поэта, философию индивидуализма и
эгоцентризма. Не случайно в одном из
своих стихотворений (« Соловей»,1923 г.) Игорь Северянин писал:
Моя
двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что
я превознесен неправо,
Не
по таланту своему,-
А потому, что явный вызов
Условностям
- в моих стихах
И ряд
изысканных сюрпризов
В капризничающих словах... Эго-футуристы были одержимы идеей разрушения старого
мира с его классическими традициями в
литературе и искусстве. Искусство для них (в частности, поэзия) было способом самовыражения.
Что стоит
только одна фраза Северянина: Я - гений, Игорь Северянин…
А
стихотворение с таким оригинальным названием , как « Квадрат квадратов», можно
считать типичным примером этого литературного течения. « Квадрат квадратов».
В памяти возникает ассоциация со знаменитым «Черным
квадратом» Казимира Малевича. Есть ли между ними связь? В чем она выражается?
Квадрат. Равносторонний прямоугольник, показатель
степени, равный двум. Устойчивая, замкнутая геометрическая фигура.
«SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» - магический квадрат римлян - читать который можно
было с любой стороны и всегда с
одинаковым результатом. Это позволяет предположить, что целью автора было не
только описание чувств лирического
героя, но и «игра слов», попытка составить нечто, подобное римскому квадрату.
Стихотворение
представляет собой четыре строфы с повторяющимися 27 словами в каждом
четверостишье. Что такое число 27? Это 3 в кубе. То есть из этих слов можно
составить куб со стороной в три слова.
Смысл
стихотворения заключается в изображении печальной судьбы человека, вероятно,
поэта ( продолжение традиций А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова и др. в
раскрытии темы поэта и поэзии, роли
поэта в жизни общества), «заплутавшего меж
поэм и тревог» и не видящего
выхода в сложившейся ситуации.
Никогда ни о чем не хочу говорить…
О,
поверь!- я устал, я совсем изнемог…
Был года
палачом,- палачу не парить…
Точно
зверь заплутал меж поэм и тревог…
Первая
строка возвращает нас к « Черному
квадрату» Малевича. « Никогда ни о чем не хочу говорить…», то есть вечно
молчать, быть немым , но «молчанием» «говорить» по-другому, другим языком - языком чувств и
ощущений.
В своем молчании лирический герой отгораживается
от мира, света, желая остаться наедине с собой - то есть делает то, к чему побуждает Малевич в своей картине, ибо, как известно,
она ( картина), во- первых, имеет еще и другое название- « Победа над солнцем»
( словно отражает стремление героя
закрыть для себя солнце), а, во- вторых, « Черный квадрат» нем, глух, но вместе
с этим способен рассказать многое,
отражая душу зрителя и преломляя ее через призму себя, так же, как воздействует
на читателя и стихотворение «
Квадрат квадратов» И. Северянина.
К кому обращается лирический герой? К
читателю, к любимой, к самому себе, к Богу? Как искренне звучит этот призыв, не
изменяющийся, но усиливающийся
интонационно по мере произнесения в последующих строфах: «О, поверь!»
Надежда,
боль, отчаяние, осуждение, отрезвление звучат в следующей строке:
Был
года палачом,- палачу не парить…
Палач-мучитель,
угнетатель. Палач-исполнитель пыток,
смертных приговоров. Подвластный человек. Вряд ли в прямом смысле можно воспринимать эту фразу
в стихотворении Северянина. Палачом лирический герой быть не может, однако он вполне может быть палачом искусства, что
напрямую связано с самим течением эго-футуризма, т.к. эго-футуризм не только
противопоставлял себя предыдущим течениям ( символизму и акмеизму), но и
полностью отрицал их, т.е. был их « палачом», стремясь уничтожить все, что не
находило отражения в «эго» его приверженцев. Отрицая все, что до него было в
искусстве, заполнял мировое
пространство лишь собой, своим «я». Но человек, замыкающий весь мир на себе, годами
исполняющий некий приговор - заказ общества, не только убивал веру в будущее
в людях, но и себя лишал этой уверенности, - такой человек гармоничным быть не может. Вот почему звучит фраза: «
…палачу не парить». В картине Малевича тоже нет гармонии, и то напряжение,
которое ощущает зритель, смотря на картину ( а, вернее, смотря в
черный квадрат), соответствует ощущению от чтения данной строки стихотворения « Квадрат
квадратов». Уместно здесь вспомнить Мастера из романа М. Булгакова « Мастер и
Маргарита», человека, осознавшего невозможность подняться к высотам, высоким
целям искусства, видящего счастье только
в покое:
« Награди меня покоем, ибо света я не достоин»,
- просит Мастер Воланда.
«
Легкость и парение есть свобода»,- пишет Э. Фромм в своей книге
«
Бегство от Свободы». Человек, замкнувшийся в себе, в своем «эго», скорее бежит
от свободы, чем обретает ее. И этим он напоминает загнанного зверя, образом
которого заканчивается первая строфа стихотворения:
Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…
Слово
«зверь» вызывает множество ассоциаций: жестокий, кровожадный хозяин ле загнанный зверь,
травимый охотниками;
испуганный зверь, мечущийся в поисках спасения, но не находящий ничего,
кроме смерти. Зверь живет лишь инстинктами, а лирический герой - разумом и чувствами, что и обуславливает невозможность человека выйти
за рамки жизни, за рамки квадрата,
уподобиться зверю, повинующемуся не разуму, а инстинкту, не желанию, а судьбе.
И
еще одна ассоциация рождается при чтении этой строчки: у Врубеля в картине «Демон», демон -
чудовище только внешне кажется ужасным, отталкивающим, а под этой маской
скрывается существо страдающее, испуганное и одинокое, как лирический герой а «
Квадрате…» Игоря Северянина.
Следующие три строфы являются « кривыми
зеркалами» по отношению к предыдущей. Поэт играет со словами, меняя их местами,
что позволяет ему заставить читателя вновь и вновь испытывать те ощущения,
которые он ( читатель) переживал при чтении первой
строфы. Но эти ощущения не одинаковы, т.к. , меняя слова и части предложения
местами (используя инверсию), автор делает акцент на разных сторонах «эго» и изменяет, накаляет атмосферу стихотворения
от его начала до заключительных строк,
благодаря чему стихотворение не
становится скучным и однообразным, как если бы поэт просто повторил все
четыре строфы без изменения.
Можно
представить, что четыре строфы
Северянина – это четыре стороны квадрата: они на первый взгляд одинаковы, но на
самом деле все разные, а вместе составляют
единое целое- квадрат, замкнутое пространство, из которого не в состоянии вырваться лирический герой , он находится в
тупике, в клетке, в тюрьме, т.к. все, что он делал и делает, не имеет смысла, и
ничего нельзя уже изменить. Он становится истинным королем квадратов – « Квадратом
квадратов». За рамку «Черного квадрата» К. Малевича также невозможно выйти: картина затягивает зрителя вовнутрь, как в
стихотворении Северянина герой попадает в лабиринт и не может вырваться оттуда,
и доходит до душевного изнеможения, моральной и
физической усталости. Если бы подобное стихотворение писал В.В. Маяковский,
ритм его стиха скорее всего выглядел бы, как кардиограмма человека с больным
сердцем, а Игорь Северянин превратил свое стихотворение в вальс ноющей боли от
нерешенных проблем лирического героя и от невозможности что-либо изменить в
собственной жизни, от потерянности в омуте запутанных тропинок (« меж поэм и тревог») и от невиденья смысла
жизни ( « я устал, я совсем изнемог».
Анапест -
трехсложный размер, по ритму напоминающий вальс, абсолютно без единого пиррихия
, с перекрестной мужской рифмой, представляет
в данном случае стихотворение « Квадрат квадратов», построенного по строгим канонам стихосложения. В. Набоков об анапесте сказал: « А хочешь петь
- в эоловом размахе анапеста - звон лютен и ветрил…» В эоловом размахе анапеста пишет Северянин об одиночестве и непонимании. Горечью,
разлитой по всему стихотворению, « Квадрат квадратов» напоминает « Классические
розы», написанные поэтом гораздо позже, в 1925 году. Тема разочарования жизнью прошла через все творчество поэта ( 15
лет разделяют эти стихотворения). Эта тема не оставила его в конце жизни, а ,
напротив, приобрела завершенность:
В те
времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви , и славы, и весны!
Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей
страной мне брошенные в гроб!
И в заключение
необходимо сказать о языковых особенностях стихотворения И.
Северянина.
«Каждое стихотворение,-
отмечал А. Блок,- это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова
светятся, как звезды, из-за них и существует стихотворение». Так какие же
это слова, на которых растянуто покрывало стихотворения? Вот они: никогда, ни, о, чем, не, хочу,
говорить, о, поверь, я, устал, я, совсем, изнемог, был, года, палачом, палачу,
не, парить, точно, зверь, заплутал, меж, поэм, и, тревог. Их 27, и повторяются
они в четырех строфах стихотворения, доказывая
правомерность названия
«Квадрат
квадратов», т. к. квадрат является
основой композиции стихотворения. Если взять только первые строчки каждой из четырех
строф, можно сделать интересное наблюдение:
1 2 3 4
Никогда ни о чем не хочу говорить…
2 1 4
3
Ни
о чем никогда говорить
не хочу…
3 4 1 2
Не хочу говорить никогда ни о чем…
4 3 2 1
Говорить не хочу ни о чем никогда!
(Соединив линией все повторяющиеся слова в данном
четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба) Это прослеживается и в других строчках стихотворения. В результате получается сочетание четырех кубов ( наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.
|